Сайты

группа компаний
КОНРОС

Аукционный дом

центральный сайт
КОНРОС.рф




Рейтинг@Mail.ru

Статьи по нумизматике

10.07.2018 «Деньги суть артерии войны» и залог победы в «Полтавской битве»

Сегодня, 10 июля в нашей стране отмечается праздник – День воинской славы России – День победы русской армии в Полтавской битве (1709 год). В настоящее время, неслоожно найти достаточно подробной информации об этом историческом факте, как и биографических данных Петра I, под чьим непосредственным руководством была одержана победа не только в «Полтавской битве», но и во всей Северной войне. Мы же предлагаем вам взглянуть на те события немного под другим углом…

Первый российский император

Сегодня величие первого российского императора для многих из нас сомнений не вызывает. Однако оценка личности самого Петра и свершенных им преобразований далеко не однозначна. Кто-то считает его жестоким тираном, стремящимся слепо перенять западные обычаи ценой страданий своего народа. Другие полагают, что он был мудрым правителем, заботившимся о благе отечества.

Из исторической литературы мы теперь уже многое знаем и можем оценить его преобразования в государственном управлении, общественном устройстве и промышленности; создании регулярной армии и зарождении флота; во внешней политике и военных действиях. Но вот начатая им денежная реформа освещена незаслуженно мало. Зачастую она упоминается историками, как нечто сопутствующее реформаторской деятельности Петра, а то и вообще обходится стороной. Между тем сам Петр отводил ей важнейшую роль, неоднократно наставляя свое окружение – «деньги суть артерии войны». А тем временем изучение хода денежной реформы имеет первостепенное значение поскольку в ней, как в зеркале, отражается борьба между старым укладом и реформаторскими нововведениями, в том числе, между желанием иметь устойчивую денежную систему и фискальными соображениями пополнения казны. Результатом этой борьбы стала сложившаяся денежная система с тремя монетными металлами, привязанными к стандарту серебряного рубля, и основанная на отечественном десятеричном принципе, который постепенно переняли и другие страны Европы и мира. 

Но прежде чем перейти к денежной реформе Петра, необходимо несколько слов сказать о той ситуации, в которой находилась Россия, а была она крайне непростой. Так, в середине XVII века собственных месторождений золота и серебра в России не было, а медь в качестве основного монетного металла была не пригодна. Вместе с тем, растущее производство и торговля требовали денежного эквивалента, а противопоставить серебру было нечего. Собственной крупной серебряной монеты (по европейскому образцу) у России не было. С 1649 года государство присвоило себе монопольное право на покупку международных платежных средств – талеров-ефимков, запретив их внутренний оборот. Ефимки переделывались в мелкие проволочные деньги (из серебряной проволоки нарезались кусочки металла, которые затем плющились и чеканились вручную в копейки, полушки, алтыны) для обращения в народе. 

Понимая эту ситуацию, можно представить стоящую перед Петром проблему. С ранних лет хорошо знакомый с западной монетной системой Петр понимает, что в условиях сырьевого дефицита, принимать этот стандарт в России невозможно. Т.е. нельзя просто брать талер и перечеканивать его в русскую монету, поскольку казна будет нести значительные затраты на такое перепроизводство. И все же ему удалось построить национальную монетную систему, обеспечив при этом растущие финансовые потребности, да еще и в условиях непрекращающихся военных действий. 

Битва при крепости Нарва 1700 год

Можно предположить, что своего рода катализатором проведения денежной реформы для Петра послужили события 1700 года. А именно крайне неудачное начало Северной войны, когда 19 ноября при осаде шведской крепости Нарва 40-тысячная русская армия была разбита 10-тысячным войском шведов. Тогда противник не просто разгромил наши войска, но и захватил генералов, артиллерию и все имущество, вместе с армейской кассой. Сам Петр вместе с Меньшиковым и Головиным накануне сражения бежал в Новгород. К счастью, «нарвскую конфузию» молодой царь воспринимает правильно – как полезный урок. В частности, он понимает, что необходимо создавать регулярную армию по шведскому образцу. Еще находясь в Новгороде, он рассылает распоряжение ближайшим помощникам о дальнейших действиях. В том числе и князю Петру Ивановичу Прозоровскому, ведавшему тогда казначейскими делами (глава приказа Большой казны) с требованием пустить в денежный передел дворцовое серебро – фамильную посуду, хранящуюся в царской сокровищнице и используемую только в торжественных случаях. К слову, Петр Иванович сможет обеспечить царя необходимыми средствами при этом, сохранив фамильную утварь. 

Примечательно, но судя по многочисленным записям, оставленным современниками и самим Петром, он никогда не являлся фанатическим поклонником западных порядков и обычаев. К середине 90-х у него сложилось убеждение, что оттуда, в короткое время, надо взять все требующееся для строительства собственных армии, флота, промышленности и т.д. Во время Великого посольства, и сразу по его возвращении, заключалось множество контрактов со специалистами самых различных направлений. В их числе были, как минимум, два знающих монетное дело – минцмейстер Иоганн Бейр (Беер) и пробирный мастер Дитерик Лефкен (Тимофей Левкин). С 1701 года они начинают работать на новом «денежном монетном» дворе, расположенном в Кадашевской слободе. Вместе с традиционной чеканкой денег, на нем начинается освоение выделки монеты по европейскому образцу. В этом же году здесь, вместе с проволочной копейкой, начинается выделка крупной серебряной монеты правильной круглой формы. В первые три года на Кадащевском дворе выпускаются полтина, полуполтинник, гривенник и десять денег (пять копеек), хотя и в небольшом количестве (по-прежнему сказывается нехватка серебра) – на общую сумму немногим более тысячи рублей в год. 

С самого начала своей деятельности монетный двор начинает и золотой передел. Из покупного китайского золота, машинным способом тиснятся одинарные и двойные червонные по весовой норме европейского дуката. Их выделка ведется по мере поступления металла и не превышает нескольких тысяч штук в год. 1704 год стал знаменательным для российского денежного обращения – рубль из счетного понятия материализовался в форме большой красивой серебряной монеты.

Возвращаясь к обещанию Прозоровского, обеспечить деньгами все расходы Петра, можно привести следующую информацию – суммы расходов серебряных денег, теперь уже двумя дворами составили: 
- в 1701 году – 2 560 тысяч рублей,
- в 1702 году – 4 533 тысяч рублей, но затем произошло снижение,
- в 1703 году – 2 613 тысяч рублей,
- в 1704 году – 1 428 тысяч рублей, после чего выпуск сокращается до уровня конца XVII века – с 1705 по 1708 годы – от 500 до 750 тысяч рублей. 

Петр 1 при Полтавской битве

На что расходуются деньги – совершенно очевидно. В 1701-1704 годы идет активный процесс создания новой регулярной армии, производство артиллерийского вооружения и строительство флота, уже не говоря о военных тратах.
В 1705-1708 годах финансы аккумулируются для решительных военных кампаний. Таковые и начинаются с 1709 года. Их апогеем стала «Полтавская битва» – первое за десять лет войны генеральное сражение, на которое решился Петр. Усилия прошедших лет были не напрасны, и вся потребовавшая громадных затрат подготовка дала свой результат. 

«Полтавская битва» не только переломила ход Северной войны. Эта великая победа во многом повлияла на личность Петра и проводимую им политику, в том числе в монетном деле. 

Буквально через месяц, 9 августа в нашей стране будет отмечаться еще один значимый праздник – День воинской славы России – День победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).

Если вам интересно, откуда Петр и его окружение взяли сырье для производства денег и чем закончилось реформа, можете прочесть книгу Владимира Семенова «Монетное дело Российской Империи». 


Архив статей
Обсудить...

Электронные книги